Виды фальсификации продукции

Виды фальсификации продукции

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик продукции, что позволяет выделить три разновидности фальсификации:

  • качественная
  • количественная
  • информационная

Качественная фальсификация — это подделка продукции с помощью пищевых и непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена продукта высшей градации качества низшей. Например, в колбасу «Докторскую» по ГОСТ вместо говядины и свинины могут добавить мясо птицы и другие ингредиенты. Или в сгущенном молоке с сахаром вместо коровьего молока используют пальмовое масло. В соки и нектары добавляют воду, сахар заменяют на сахарозаменители. Наиболее распространенными способами качественной фальсификации являются:

Подделка (контрафакт). Продукты или ингредиенты производятся незаконно, как копии конкретных товаров. Может подделываться либо сам товар, либо его упаковка. Целью является получение дополнительной прибыли за счет более высокой стоимости имитируемого продукта. Пример: В 2018 году итальянские власти заявили, что в Канаду было незаконно продано 358 000 кг твердых сортов сыра марки «Грана Падана» и «Пармезан» с маркировкой «Сделано в Италии», что не соответствовало действительности. В 2019 году во Флоренции была предпринята попытка наклеить этикетки известной флоренской винодельни на вино низкого качества. Здесь и далее примеры взяты с сайта Европейской Комиссии.

Подмешивание. Постороннее вещество добавляется в пищевой продукт, что снижает его качество. Это делается с целью уменьшения издержек или увеличения объемов производства. Пример: В уже упомянутом выше «меламиновом» скандале сперва в молоко добавили воду, чтобы увеличить объем, но это снизило концентрацию протеина в продукте. Тогда, чтобы повысить процентное содержание протеина, был добавлен меламин, который, повышая содержание азота в продукте, при тестировании показывает повышенное содержание протеина.

Замена. Весь продукт или его часть заменяют другим подобным продуктом без изменения его общих характеристик. Пример: В ноябре 2018 года производитель меда на Корсике смешал 600 кг импортного меда с местным медом и выставил на продажу эту смесь под единым брендом.

Разбавление. Более дешевая жидкая альтернатива добавляется к более ценному ингредиенту, разбавляя его. Пример: Оливковое масло (например, Extra Virgin Olive Oil (EVOO) — один из самых полезных, востребованных и, соответственно, более дорогих продуктов. Нередко его просто разбавляют более дешевым рапсовым или подсолнечным маслом, что увеличивает количество продукта, снижая его качество.

Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров продукции (массы, объема, длины и т.д.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений, то есть это недовес и обмер. Чаще всего такой вид фальсификации можно встретить у молока и соков в бутылках и коробках, где фактический объем не соответствует объему, указанному на этикетке.

Информационная фальсификация — это обман потребителя с помощью нечеткой или искаженной информации на этикетках (ложная маркировка). На маркировке указываются ложные сведения относительно качества, происхождения, свежести или безопасности продукта. Это позволяет заявить продукт тем, чем он на самом деле не является, с целью экономической выгоды. Популярным видом такого искажения информации на маркировке является нанесение на упаковку органик-маркировки (что означает, что товар не содержит следов пестицидов, других ядохимикатов, синтетических ароматизаторов, красителей, следов антибиотиков или гормонов), что не соответствует действительности. Также сюда относится подделка деклараций и сертификатов о соответствии.

Share this post