Развитие индустрии фитнес-услуг

Развитие индустрии фитнес-услуг

Один из самых быстрорастущих и крупных сегментов экономики ЗОЖ – это занятия спортом, фитнес и различные практики для души и тела, подсчитал GWI. Объем этого сегмента институт оценивает в $828 млрд по итогам 2018 г. – почти на 40% больше, чем в 2017 г. ($595,4 млрд). По данным Международной фитнес-ассоциации IHRSA, в 2018 г. членство в фитнес-клубах было у 183 млн человек по всему миру. Всего в мире, по оценкам ассоциации, 210 000 клубов.

В России индустрия фитнес-услуг находится в стадии становления – ее расцвет еще впереди, уверен директор направления франчайзинга World Сlass Игорь Шашкин. Проникновение фитнес-услуг в России – всего 2,5%, тогда как в Великобритании – 15%, в США – около 20%, говорила в интервью «Ведомостям» президент и председатель совета директоров «Русской фитнес группы» (владеет сетями World Class и UFC Gym) и основатель World Class Ольга Слуцкер.

Речь идет о людях, которые платят за фитнес-услуги, уточняет Шашкин. «Мы не включаем в эту статистику тех, кто, например, тренируется дома или ходит на пробежки в парки, – объясняет он. – Такие люди ведут ЗОЖ, но это история не про фитнес-индустрию. Потенциально эти люди являются нашими клиентами, вопрос в том, как индустрии до них достучаться. В Советском Союзе фитнеса не было, поэтому россияне пока не приучены тратить на него деньги».

Москва заметно отличается от других регионов: здесь фитнес стал повседневной частью жизни для 12% человек – такая доля москвичей регулярно занимается в клубах или студиях, говорит генеральный директор производителя тренажеров Matrix Fitness Russia Андрей Коротков. Средние 2,5% по стране – следствие того, что многие россияне просто не могут себе позволить купить абонемент, считает он. «С одной стороны, 2,5% – это очень мало, а с другой – такая низкая цифра может говорить о высоком потенциале и перспективах, которые открываются для тех, кто хочет начать фитнес-бизнес», – рассуждает Коротков (свои комментарии он передал через World Class).

Спрос на фитнес будет расти, но подход к выбору клуба будет меняться. Как и в ритейле, будущее – за клубами у дома, комфортными форматами с удобной логистикой. Крупные клубы с бассейнами и большими залами для групповых занятий останутся и будут востребованы в центре города, в местах с большим потоком потребителей

Вместо «качалок в подвале» россияне предпочтут клубы с широким спектром услуг. Если раньше люди ходили в спортзал, чтобы похудеть или набрать мышечную массу, то сейчас опросы показывают, что главные причины – это забота о здоровье, хорошее настроение и поддержание тонуса, рассказывает он. «Похудение – это всего лишь пятый пункт, хотя еще пять лет назад это было самым актуальным. Люди приходят отдохнуть и расслабиться. Пять лет назад в клубах не было специальных зон отдыха, а сейчас мы стали добавлять релаксзоны, спа и хаммам», – объясняет топ-менеджер World Class.

Кардио- и силовые тренировки остаются базой для занятий фитнесом, а основные изменения происходят в направлениях групповых программ, рассказывает Коротков из Matrix. Быстрее всего, по его словам, растут групповые направления с командным духом и соревновательной атмосферой – круговые и функциональные тренировки и сайкл-программы. Фитнес становится более цифровым, индустрия идет по пути геймификации тренировок, добавляет он. Например, Matrix выпускает тренажеры, которые отслеживают показатели спортсмена и сохраняют всю историю и статистику в мобильном приложении. Другое решение позволяет тренеру в режиме онлайн создавать тренировки для клиентов и следить за прогрессом нескольких подопечных одновременно.

В гонке за будущий рынок главное конкурентное преимущество крупных фитнес-сетей помимо многолетней экспертизы – это big data.

Детальная информация о поведении посетителей позволяет сети быстро реагировать на смену настроений и корректировать курс, объясняет он. В будущем анализ информации о клиентах позволит сети делать персонализированные сервисы: помочь с продлением карты, предложить подготовку к соревнованиям, организовать день рождения ребенка.

Образ жизни россиян будет развиваться в направлении превентивного отношения к поддержанию здоровья, прогнозирует Нарыкова из GfK Rus. Но расширение аудитории будет происходить, в том числе за счет старшего поколения, считает она, причина – в общем старении населения страны и продлении пенсионного возраста. «У них (старшего поколения) больше свободного времени и в силу возрастных причин – нужно больше следить за здоровьем. Чтобы несколько десятков лет прожить качественно, нужно, как ни крути, заниматься фитнесом», – объясняла Слуцкер в интервью «Ведомостям». Фитнес-индустрии предстоит подготовиться к наплыву новых клиентов и разработать групповые занятия для людей старшего возраста.

Share this post