Психологические подходы, направленные на улучшение состояния здоровья молодых людей

Психологические подходы, направленные на улучшение состояния здоровья молодых людей

Здоровье молодого человека – это состояние, определяющее его возможности противодействовать информационным перегрузкам и гиподинамии, на которые влияют окружающая среда, образ жизни, биологические и психологические факторы, особенности будущей профессиональной деятельности (Т. И. Семенкова).

Выделю в данном выступлении основные психологические подходы, направленные на нейтрализацию негативного влияния на личность комплекса психического давления. К ним относятся:

  • общедоступные способы психокоррекции и психологического воздействия и психо гигиенического обеспечения деятельности;
  • первичные валеоустановки, связанные с психоэмоциональной активностью;
  • психотерапевтические специальные средства.

Первый подход – более приемлемый:

аутогенная и психорегулирующая тренировка, телесно – ориентированная психотерапия, психогигиена, арттерапия, ортобиоз (оптимизация труда, учебы, отдыха);

системы взаимодополняющих психотехник, активизирующих личностные ресурсы в отношении развития эмоциональной сферы, снятия некоторых психосоматических симптомов;

ролевые и коммуникативные тренинги стрессоустойчивости, приемы самоанализа, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самосовершенствования;

методики «позитивной» психопрофилактики и психотерапии, оказания консультационно – диагностической помощи с опорой на способности и желания самого человека преодолевать психологические проблемыи пр.

Второй подход ориентирован на систему здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни, создающий физиологический, психологический и нравственный плацдарм для востребованных человеком проявлений себя в отношении с собой и с окружением, в частности, развитие здоровьеориентированных инициатив через создание и реализацию образовательных программ в сфере культуры здоровья, включающей аналитическое, информационное, прогностическое, инструментальное направление относительно интеграции многообразного социокультурного опыта в сфере здоровьесберегающей жизнедеятельности человека, различных способов самооздоровления, саморегуляции, побуждения к самопроявлениям своих природоопределенных свойств и качеств в осуществлении здоровьесбережения и пр.

Стратегические направления повышения уровня здоровья с позиции психологической составляющей:

совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение внутренних жизненных ресурсов, чувства благополучия, радости жизни и духовного потенциала личности;

борьба, преодоление, устранение всего негативного (болезней, проблем, ограничений и пр.). Для этого необходимо как минимум: знать свой внутренний мир и основы гармоничного взаимодействия с окружающими; понимать себя, суть происходящего и быть собой; уметь управлять собой, достигать взаимопонимания с людьми; владеть технологиями самосовершенствования. Добавим, что для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении собственного здоровья.

Share this post