О психологии потребителя

О психологии потребителя

Каждый потребитель имеет внутри себя, как часть своей личности, определенную иерархию ценностных ориентации. Они закладываются в его сознание в годы ранней социализации и формируются под воздействием различных особенностей поведенческой сферы, присущих данной культуре.

Постепенно ценностные ориентации становятся всеохватывающей чертой данной культуры. Благодаря существованию определенных ценностей человек как бы конструирует самого себя. Источник ценностей – идеалы, то есть представления человека о том, чего еще нет в действительности. Идеалы изменяются в ходе истории вместе с изменениями социальных групп. В соответствии с изменением идеалов возникают и новые системы ценностей. В периоды социальных потрясений или кризисов возникают новые идеалы, которые люди стремятся воплотить в реальность. Итак, ценности являются «ядром», основой потребительской культуры, оказывающей определяющее влияние на все остальные ее элементы: знания, нормы и образцы поведения потребителей.

Культурным потребителем считается тот, кто владеет правовыми и экономическими знаниями, необходимыми для осуществления сделок на рынке. Потребительскую культуру необходимо рассматривать с разных точек зрения. Потребителю необходимы не только знания экономики и права, но и экологии, валеологии (здорового образа жизни), эстетики, этики, социологии. Ведь принимая решения о выборе товаров и услуг на рынке, осуществляя те или иные действия в процессе потребления и после него, потребитель является не только «человеком экономическим», озабоченным удовлетворением лишь материальных потребностей. Потребитель – целостная личность, имеющая и тело, и душу, и дух, бытие которой неотделимо от природы и социума.

Нормы потребительского поведения находят свое выражение и закрепление в юридических документах, а также в групповых привычках (стереотипах поведения), манерах, этикете, обычаях, нравах, традициях. Они «охраняют» ценности, устанавливая модель, образец поступков, что позволяет людям экономно расходовать психические и волевые усилия.

Share this post