О потребительской культуре и ее формировании

О потребительской культуре и ее формировании

Потребительская культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Потребительская культура играет большую роль в общей культуре личности и оказывает влияние на развитие всех ее компонентов (знания, качества, ценностные ориентации и др.), преломляясь через теорию потребительского поведения.

Осознание россиянами прав и свобод, в том числе прав потребителя, организация потребительского образования и просвещения населения, осуществляемое государственными и общественными институтами по защите прав потребителей, подготовили базу для появления новой потребительской культуры.

Источниками потребительской культуры являются: накопление и трансляция от поколения к поколению знаний, образцов, норм, ценностей наряду с внутренними инновациями (следование моде, изменение стиля жизни) и внешними заимствованиями (новые тенденции зарубежной, национальной культуры).

К видам потребительской культуры относится: индивидуальная (личностная), социально-групповая и общественная, каждая из которых характеризуется своими сущностными характеристиками.

Изучение проблемы потребительского поведения и культуры весьма важно сегодня не только с точки зрения потребности бизнеса, но и с точки зрения самого потребителя, который должен знать свои права, уметь рационально планировать свой бюджет, принимать грамотные решения о покупках, понимать мотивы своего поведения.

В условиях рынка модель потребительского поведения иная, чем в командной экономике. Вместо дефицита и очередей, уравнительного распределения появилась проблема выбора товаров и услуг. Потребитель стал взыскательнее, раскрепощеннее, информированнее, но не всегда может воспользоваться разумно своей свободой. Ему часто не хватает знаний, навыков, умений во взаимоотношениях со своим контрагентом на рынке – производителем, продавцом, исполнителем услуг – профессионалом в своей области.

Это придает особую значимость проблеме потребительского образования и воспитания как в теоретическом, так и в практическом смысле и стимулирует поиски его эффективных форм и методов, причем с точки зрения интересов потребителя.

Share this post