Новые импульсы в развитии wellness-индустрии

Новые импульсы в развитии wellness-индустрии

2020 год многих заставил переосмыслить свое отношение к здоровью, как физическому, так и эмоциональному. Появилось осознанное желание уделять этому вопросу гораздо больше внимания, понимая при этом, что ограничиться точечными воздействиями вряд ли получится — результат должен быть комплексным.

Подобный запрос придал импульс целому ряду новых процессов в wellness-индустрии, которая фокусируется на благополучии человека во всех его проявлениях. Часто понятие wellness ошибочно приравнивают к процедурам ухода за телом, хотя на самом деле речь идет об огромном рынке объемом около 4,5 трлн долларов, который также включает в себя персонализированные медицинские услуги, отдельное направление фармацевтики, wellness-туризм и даже специальный сегмент недвижимости.

Активное формирование в рамках wellness-индустрии рынка ментального здоровья — мегатренд года. Эксперты оценивают объем этого рынка в 121 млрд долларов.Пандемия сыграла в интересе к ментальному благополучию важную роль. Как правило, в условиях неопределенности повышается тревожность, а естественные реакции мозга на угрозы часто застают врасплох. Более того, после перенесенного коронавируса 98 процентов людей испытывают тревожность и склонность к депрессивным состояниям.Ментальное благополучие — внутренний ресурс, который обеспечивает возможность чувствовать, думать, коммуницировать с другими людьми и, наконец, полноценно функционировать. Индустрия ментального благополучия строится на пересечении нескольких дисциплин, среди которых — активность и креативность, взаимодействие и смыслы, личный рост, отдых. Часть связанных с ментальным благополучием потребительских рынков можно оцифровать.

Так, рынок практик саморазвития (коучинги, менторинги, тренинги, различные ретриты, а также соответствующая медиапродукция) оценивается примерно в 33 млрд долларов. Еще крупнее — около 35 млрд долларов — рынок различных препаратов, пищевых добавок, способствующих усилению ментальной активности и энергичности. Такие препараты еще называют нейробустерами.

При этом чаще всего с ментальным благополучием ассоциируют техники медитации, майндфулнеса или осознанности. Это направление действительно быстро растет, но пока его размер слишком мал на фоне двух упомянутых выше — всего около 3 млрд долларов.Майндфулнес — это сосредоточение на своих чувствах в моменте, способность радоваться настоящему, не копаться в прошлом, не стоять на месте.Простая по сути, но очень эффективная техника. Направление майндфулнеса еще недавно было недоисследовано, но сегодня появляется большое количество медицинской литературы, доказательных статей. Слово «медитация», которое раньше использовалось преимущественно непонятными тренерами йоги, теперь активно используется научным сообществом.

Впрочем, самым большим сегментом рынка ментального здоровья является триада spaces, senses, sleep*. Речь идет о так называемых wellness-пространствах, а также технологиях, оказывающих воздействие на органы чувств и сон. Объем потребительских расходов в этом сегменте — около 50 млрд долларов.

Впрочем, нужно понимать, что ментальное благополучие — это не только состояние, но и процесс. В моменте человек может быть ментально неблагополучен, но с помощью различных инструментов будет способен встать на путь, который обеспечит ощущение течения жизни в правильном направлении. Отдельно замечу, что ментальное благополучие не равно психическому здоровью. Ментальное благополучие — возможность улучшать свое состояние и достигать большего, формировать новые ментальные модели.

Стремление к балансу физического и эмоционального здоровья стимулирует еще один тренд — стремительное сближение здравоохранения и wellness-индустрии.Мы заявляем об этом уже на протяжении трех лет. Мировые лидеры мнений в области глобального wellness’а пришли к этой идее лишь в связи с изменениями среды в 2020 году.

Невозможно отрицать — лечение порой не может решить проблему. Превентивный подход и профилактическая забота о себе, укрепление иммунитета всегда помогают избежать негативных изменений здоровья или легче перенести их.

Еще недавно принято было четко разделять: wellness — это что-то легкое, часто без доказанного эффекта, скорее для получения удовольствия, а здравоохранение — серьезные процедуры, тяжелая артиллерия, использующая всю мощь научного подхода. Сегодня wellness-индустрия стремительно обогащается доказательными медицинскими методиками, фокус которых направлен на профилактику заболеваний и комплексное оздоровление организма. В свою очередь, здравоохранение перенимает практики, характерные для wellness’а.

Важно не просто хорошо оказать услугу, важна также среда, атмосфера, обстановка. Все это имеет терапевтический эффект — влияние психосоматики на иммунные ответы доказано. Если вам страшно, больно и неприятно, терапевтический эффект значительно снижается. Люди хотят понимать не только то, как та или иная терапия подействует на них, но также обращают внимание на то, как они будут чувствовать себя в процессе.

Многие больницы стремятся к тому, чтобы человек, даже находясь в неблагоприятном состоянии, все равно был погружен в благоприятную атмосферу, получал качественный сервис. Wellness предлагает здесь готовые подходы, позволяющие обеспечить совершенно другое ощущение от проведенного в медицинском учреждении времени, а также способствует смещению фокуса внимания системы здравоохранения от лечения заболевания к превенции и профилактике.

Share this post