Фальсификация пищевых продуктов: риски для потребителя

Фальсификация пищевых продуктов: риски для потребителя

Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) использует термин экономически мотивированной фальсификации. Слово «фальсификация» происходит от лат. falsifico — «подделываю», то есть это действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В отличие от вопросов, связанных с биотерроризмом (food defense), когда нарушитель умышленно наносит вред потребителю, в случае фальсификации пищевой продукции (food fraud) мошенники стремятся исключительно к получению той или иной экономической выгоды, а риск для здоровья потребителя связан с их халатностью или непониманием этой опасности.

Самое известное и широко используемое определение фальсификации пищевой продукции было дано Джоном Спинком и Дугласом Мойером в 2011 году: фальсификация пищевой продукции — это собирательный термин, с помощью которого описывается сознательное и преднамеренное замещение, дополнение, подделка или искажение пищевых продуктов и их ингредиентов или их упаковки, или же ложные, вводящие в заблуждение заявления о продукции с целью получения экономической выгоды.

В нашей стране определение фальсификации дается в Федеральном законе № 29-ФЗ  «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 (в редакции № 532-ФЗ от 23.01.2015): «Фальсифицированные пищевые продукты — это пищевые продукты, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной». Согласно этому определению, основным признаком фальсификации является преднамеренность подделки или умышленное сокрытие информации о свойствах продукции, которые не очевидны для покупателя.

Фальсификация продукции с правовой стороны является разновидностью торгового обмана, мошенничества. Тем не менее, ответственность в Кодексе об административных правонарушениях (ч. 2 Ст. 14.7 КоАП РФ) предусмотрена не за факт фальсификации, а за «введение потребителей в заблуждение» и оценивается от 100 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

В целом последствия фальсификации можно разделить на три категории:

Прямые угрозы для пищевой безопасности: непосредственная опасность для здоровья потребителя (например, добавление в продукт опасных для здоровья или ядовитых веществ, а также добавление или сокрытие каких-либо веществ, содержащих аллергены).

Косвенные риски для пищевой безопасности: потребитель подвергается риску в результате длительного воздействия (например, повышенное содержание тяжелых металлов в пищевых добавках) или же, наоборот, продукт не приносит пользы в течение длительного периода времени.

Технический риск: прямой или косвенный риск безопасности продуктов отсутствует, но есть искажение информации о составе продукта или стране происхождения. Например, покупатель может быть обманут в своих ожиданиях купить экологически чистый товар или же товар, не содержащий продукции животного происхождения, могут быть ущемлены его религиозные потребности, как в случае с кошерной продукцией.

Share this post